Coil

Концерт в ДК Горбунова, Москва, 15.09.2001

Поезд метро свистяще стремительно уносил меня от ДК Горбунова, а мысли в таком же темпе искали объяснение тому факту, что ожидаемое удовлетворение как-то быстро потускнело, уступив место лёгкому оттенку разочарования. Что дал и чего лишил концерт Coil лично меня, их стойкого слушателя, приверженного их творчеству с 1993 года, когда впервые я ознакомился с жутко экспериментальным, как мне тогда мерещилось, альбомом "Love's Secret Domain"? За прошедшие с того точно измеренного часами момента годы и годы, Coil не разыгрывали из себя застывших истуканов, а постоянно находились на переднем крае экспериментального фронта музыки, делая порой совершенно, абсолютно, непостижимо неожиданные вещи. Впрочем, их самокопание (сборники "Unnatural History", например) показывало, что и ранние погружения в состояние творчества были весьма плодотворными и до сих пор не потеряли остроты воздействия. И вот эта прижизненная легенда обещается прибыть в Москву с одним, как не считай, единственным концертом - такой уникальный шанс нельзя было упустить, тем более что автору сочетания букв, которые вы читаете, был обещан незаслуженный, но не требующий оплаты билет. В качестве лирического отступления хотелось бы поблагодарить всех тех, кто откликнулся на призыв встретиться перед концертом - прозвучавшие благодарственные слова по направлению моего адреса стали настоящим подарком моей силе воле, постоянно борющейся с желанием лечь спать вместо того, чтобы жать по кнопкам с целью получения того результата, что позже объявляется на этом сайте в виде рецензий. Кстати, бесплатный билет оказалось не так уж и просто получить. Пробившись через два очень недоброжелательных лица и всё то, что эти лица сопровождало (а именно, через кованные сапоги, форму цвета ОМОНа и грубые слова "Эй, предъяви билет"), мне пришлось столкнуться с фактом, представшим в образе кассирши. Факт гласил: необходимо обойти здание слева (что, согласитесь, символично) и оказаться у специального входа, где дежурила доброжелательная девушка с обнадёживающим именем Надежда. Представившись ей, я обнаружил полное её неведение относительно возможности совпадения бесплатного билета и моего имени в качестве его владельца. Потребовалось десять минут пристально смотреть в её сторону (иногда - в окружающие её стороны, чтобы не казаться слишком увлечённым своим занятием), прежде чем она нашла в себе желание сходить поинтересоваться у вышестоящего (хотя точнее говоря - задверьмистоящего) начальства судьбой билета для этого глазастого типа. Её возвращение с улыбкой могло означать только одно - справедливость восторжествовала, а билет - просочился в мою нетерпеливую руку. Внутри ДК уже царила атмосфера непринуждённого ожидания действия. Будущие слушатели курили дым своих и чужих сигарет и искали алкогольного опьянения от продававшегося во всех более-менее обширных местах пива. Концерт начался с синего прожектора, выхватившего из сцены одинокую фигуру (если не считать вившийся вокруг неё силуэт кинооператора, напоминавшего мотылька, витающего вокруг лампочки) Ивана Павлова, близкого друга музыкантов из Coil, на выступлении которого последние настояли сами. Результаты этого настоятельного шоу превзошли все мои пессимистические ожидания - двадцать минут пролетели незаметно благодаря быстрой смене пульсирующих ритмов и шумов, определённо принадлежащих территории power noise. Публика в зале была и так неплохо разогрета продавцами всех близлежащих заведений по продаже напитков под общим названием "пиво", но мне показалось, что произошедшее у нас на глазах и в ушах вступительное выступление стало прекрасной прелюдией тому, что произошло позже. А после небольшой заминки были они... Мне уже приходилось слышать концертное выступление Coil (в записи, конечно же), поэтому я примерно представлял себе, на что это всё будет похоже и как будет звучать. Часть разочарования таится как раз в этой дословности: похоже, Coil играли концерт за концертом, не меняя ни порядок песен, ни способ их звучания. Сцена практически всё время была погружена в напряжённую полутьму, чтобы подчеркнуть сценический образ коллектива, явившегося находящейся напротив него публике в белых грубых костюмах - близких родственниках смирительной рубашки, с разрисованными кровавой дырой головами и с мигающими приспособлениями. Питер мигал верхом своего черепа, Джон мигал концом палки, державшейся ремешком за его руку. Прозвучавшие композиции расположились в следующем порядке (если меня не обманывает собственная слегка забывчивая память): "Something" / "Higher Being Command" / "Amethyst Deceivers" / "Titan Arch" / "Blood From The Air" / "I Am The Green Child" / "Constant Shallowness Leads To Evil". Описать поведение музыкантов на сцене очень легко: Питер львиную долю собственного времени отдавал колдовству над аппаратом с ручками, поворотам которых повиновалась большая часть звучавшей музыки; Джон пытался найти себе место на сцене, но его там не было, поэтому Джон часто менял свои координаты, иногда принимая горизонтальное положение спиной вверх или вниз, иногда - конвульсивно двигаясь своим немолодым уже телом. Несколько раз его можно было обнаружить подглядывающим в какое-то подобие шпаргалки на пюпитре, текст в которой, учитывая освещение, должен был быть невероятного размера. Третий участник, Том Эдвардс (Tom Edwards(?)), иногда слонялся по сцене, задумчиво раскачивая лампочки (ряд лампочек был вывешен примерно на уровне плеч музыкантов). К его чести нужно заметить - он всячески старался не разбить эти лампочки о головы своих сотоварищей, хотя явно был не прочь разбить их об что-нибудь другое, в чём Джон ему также помогал. Звук происходящего был настолько мощным, что заставлял вибрировать даже бельэтаж, и остаётся только завидовать тем, кто оказался в эпицентре стереоэффекта в 11-м ряду. Приятно было для себя отметить, что часто упоминаемые мной радиопомехи оказались на поверку... радиопомехами: Том(?) вызывал их с помощью антенны и собственной руки из плоти и крови (этот прибор имеет научное название "терменвокс"). Наверное, самым эффектным было окончание концерта, когда потоки звука непередаваемо затопляли зал, с каждой новой волной погружая зрителя и одновременного слушателя всё дальше в состояние восторга. Я видел пару людей, которых все эти явления скорее шумового, чем музыкального характера даже подняли с мест и заставили танцевать, но мне показалось, что дело тут далеко не только в звуке. Когда последняя нота растворилась в прокуренном воздухе, музыканты исчезли в выходе со сцены, не ответив на явный призыв зала хотя бы показаться ещё раз... Поезд метро свистяще стремительно уносил меня навстречу ужину и неспешному пиву, но мысли постоянно искали ответ, чего не хватает в только что произошедшем событии. Спасибо Валентину, любезно сформулировавшему простое синтаксическое построение: группа Coil - это студийная группа, и эти шоу - не столько шоу, сколько шаг навстречу жаждущим лицезреть уважаемых и любимых музыкантов лично. Я с этим полностью согласен. Но как бы там ни было, масса вынесенных впечатлений приятным грузом давит на частицу моей несменной памяти, ведь несмотря ни на что, меня не покидало и не покидает ощущение того, что я прикоснулся к истории... P.S. Концерт официально снимался на видео, и абсолютно точно записывался на плёнку, поэтому частично вы тоже сможете окунуться в царившую на нём атмосферу, если вас по какой-то причине там не было.

Похожие

    Доступные рецензии

    См. также