Anla Courtis "Tape Works" CD (2006, Pogus Productions P21040-2)
Кертис – лидер аргентинской экспериментальной группы Reynols, уникального явления на современной сцене. Несмотря на свой имидж отпетых рок-музыкантов, Анла Кертис, Кристиан Дергарабедиан, Мигель Томазин и Мончо Конлазо всегда были склонны к импровизации, экспериментам со звуком и инструментами, привлечению всякой электроники и нетрадиционных для стадионного рока источников звука (плёнки, препарированные гитары и т.д.). Любителям экспериментальной музыки Reynols стали известны благодаря синглу, выпущенному в 1999 году на Drone Records. На данном CD представлены работы предшествующего периода – с 1991 по 1998 год. Инструменты, использованные для работы – различные магнитофоны (Uher и Tascam), синтезатор MicroMoog и педаль Dod. Чем-то это всё роднит альбом с нашим рок-андеграундом, в недрах которого тоже время от времени случались эксперименты, граничащие с областью авангардной музыки. Впрочем, для Кертиса сама эстетика ретро-технологии произрастает не только из вынужденной необходимости, но и из желания исследовать до конца её возможности, которые, по его утверждению, не уступают современным музыкальным инструментам. Слушая альбом, сложно с этим не согласиться – действительно, разнообразие звуков и качество звучания вне всякого сомнения. В основном это – атональные коллажи из всяких искажённых звуков, петель и голосовых сэмплов. Некоторые пьесы напоминают о технике musique concrete (“Jarabe De Llanura”), а некоторые – о сериальной музыке (“Invisible Clown Sonata”), большинство же – просто настоящие шумовые симфонии, обладающие каким-то странным притяжением, привлекающие внимание благодаря непредсказуемым вариациям тембра и прочих физических параметров, влияющих на стереопанораму и динамику.
Various Artists "Montreal Sound Matter" CD (2006, Pogus Productions P21041-2)
Montreal Sound Matter – фестиваль, прошедший летом 2006 года в крупнейшем канадском городе Монреале, куратором его выступил Франциско Лопес, а участниками стали многие локальные артисты, имена которых мне прежде не были знакомы. Данный сборник также был выпущен в рамках этого проекта и включает некоторые из представленных работ, в том числе и отрывок из очередной безымянной пьесы Лопеса (#188). Основная идея – представить Монреаль как гигантский генератор звука, которым можно управлять по крайней мере в течение данного мероприятия. Лопес, известный своей любовью к туристическому звукособирательству, предоставил для этих целей исходный материал, из которого каждый участник соорудил своё видение портрета современного городского ландшафта. Так что жанр всех пьес – панорамные звуковые зарисовки из городской жизни, щедро украшенные приёмами студийной обработки. Здесь можно услышать и городской транспорт, и разговоры прохожих на улицах, и совсем уж непонятные звуки из арсенала акусматического импрессионизма. Чрезвычайно интенсивный, насыщенный, плотный по звучанию и динамике альбом, слушающийся как единое целое.
Matt Rogalsky "Memory Like Water" 2CD (2006, Experimental Intermedia XI131)
Мэтт Рогальски – канадский композитор, известный своими электроакустическими пьесами для различных перформансов и инсталляций. Он изучал интерактивные компьютерно-музыкальные системы вместе с Барри Труаксом, работал вместе с Джорджом Льюисом и Полиной Оливерос. После окончания университета проводил совместные эксперименты с Алвином Люсьером, участвовал во многих медиа-фестивалях. В музыкальном плане Рогальски – последователь Джона Кейджа, его работа часто концентрируется вокруг незаметных, невидимых и не слышимых источников звука, чаще всего объектом его исследований становится лишняя информация, обычно воспринимаемая как помехи – например, тишина в радиоэфире. “Memory Like Water” – первый альбом Рогальски, он состоит из семи пьес, записанных за последнее десятилетие. Каждая из них – структурированная импровизация, то есть общий вид и концепция не меняется от одного исполнения к другому, чего не скажешь о деталях, которые варьируются в широком диапазоне. Например, две части пьесы “Resonate” используют гранулярный синтез на основе шумовых и оркестровых сэмплов для построения плавных и протяжных эмбиент-пассажей, прекрасно гармонизированных и динамически аранжированных. Далее, три части серии “Kash” – это быстрый поток звуков, извлечённых из пространства между нот во время игры на разных инструментах вроде скрипки и гитары. Динамика пьес такова, что на ум приходит аналогия с дождём, которому аккомпанирует капель с крыш, деревьев и водосточных труб – то усиливаясь, то пропадая, эта запутанная и хаотичная картина повторяется в различных вариациях снова и снова.